Павел Шеремет (pavelsheremet) wrote,
Павел Шеремет
pavelsheremet

Categories:

«Правое дело» - не взлетим, так поплаваем

Еще вчера «Правое дело» умирало. Также гордо и безнадежно, как усыхает  «Яблоко». Из партии ушли и прежние яркие лидеры,  и главные спонсоры. Неожиданное появление миллиардера Прохорова на посту председателя «Правого дела» вернуло интригу в российскую политику. Хотя ничего серьезного из этой затеи не выйдет.

  

Не хочется писать о Прохорове плохо – все-таки он миллиардер, приятный в общении человек, не сволочь и не жлоб, как некоторые «из списка». Друг, наконец, Немцова, а друг твоего друга – твой друг. За сестру и ее издательство «Новое литературное обозрение» можно сказать спасибо. Но относиться к Прохорову серьезно как к политику тоже не стоит. Лучше сказать об этом сейчас, чтобы совесть очистить. Ну не работают их бизнес схемы в политике, редкому миллиардеру удается подтвердить свое реальное  лидерство в политике. Завод захватить по договору с властью, поднять этот завод из руин, дешево купить, потом дорого продать, замочить, застолбить, отбить и наехать, вовремя уйти в кэш и вновь во что-то вложиться: с этим у Прохорова все в порядке. А вот с партией ничего путного не выйдет. Ну не родятся от осины апельсины.  

 

Накануне каждых выборов появляется партия, которая должна оттянуть на себя часть протестного электората. На прошлых выборах эту роль отводили «Справедливой России». Относительно сытое российское общество было озабочено исключительно ростом пакета социальных льгот, проблемы демократии никого не волновали, поэтому политтехнологи играли с левыми идеями. Однако попав в Государственную думу, партия Миронова так и не смогла стать реальной политической силой, соперником коммунистам и партнером власти. В этот раз решили провести эксперимент на другом фланге – на правом.

 

В России сформировалась достаточно большая и влиятельная группа граждан, которым некуда податься. Значительная часть бизнесменов, насладившись накопленными богатствами, требует к себе уважения и хочет перемен, осторожно названных модернизацией. Им противна партия власти, а многим дорога туда закрыта, потому что им не посчастливилось в свое время родиться в Санкт-Петербурге или служить в КГБ. С коммунистами им не по пути, с либералами   из «Партии народной свободы» (ПАРНАС) на площадь под дубинки выходить страшновато. «Правое дело» для них становится привлекательным проектом. Хотя эксперты считают, что не стоит преувеличивать социальную активность и силу этой части электората. «Средний класс в России минимален, крупный собственник номинален. 104 тысячи предпринимателей, по официальной статистике, сейчас находится за решеткой. Их демонизация препятствует росту социальной и политической активности предпринимателей», - считает Елена Новикова, руководитель «Центра правовых и экономических исследований. По данным социологических опросов, 17% предпринимателей собрались уехать из России и 32% не исключают этой возможности. Но в «Правом деле» уверены, что найдут опору и базу для прохождения в парламент.

 

«Что обеспечивает успех на выборах? 50% - это лица партии, 25% - повестка и четверть - деньги, - рассуждает руководитель отделения «Правого дела» в Московской области Борис Надеждин. – С лицом у нас все в порядке, с деньгами сейчас проблем нет и повестка у нас довольно актуальная». Борис Надеждин уже готовится руководить фракцией партии в следующей Государственной думе и на правах партийного старожила советует Михаилу Прохорову, кого включить в избирательный список партии. «Мне же надо думать, кем комитеты в Госдуме перекрывать, поэтому я стараюсь подбирать пусть и не таких известных людей, но зато – сильных профессионалов», - несколько самоуверенно делится планами Надеждин. Он убежден в будущем успехе партии. То, что в «Правом деле» не хватает знаковых и, главное, знакомых лиц российской политики, его не смущает. Он, как и многие в партии,  уверен, что Прохоров заменит собой множество лиц.

 

Перезапуск «Правого дела» расколол либеральную элиту России. Раскол проходит буквально по семьям. Ирина Ясина открыто симпатизирует Прохорову, даже ему больше, нежели партии «Правое дело». Она не скрывает – ей нужна трибуна для пропаганды либеральных ценностей и борьбы за освобождение Ходорковского. Понимает, что вероятность достучаться до людей невелика, но считает, что надо использовать любой шанс. Ее отец, научный руководитель Вышей школы экономики Евгений Ясин остался верен своим друзьям  в демократической  оппозиции. Пока на съезде «Правого дела» в Центре международной торговли Михаил Прохоров обрисовывал перспективы эволюции гражданского общества, неподалеку, на Пушкинской площади его друзья и бывшие лидеры правых призывали к революции.    

 

Значительная часть либералов пока не верит в серьезность политических амбиций и планов Прохорова, не верит в его самостоятельность. Они не хотят играть в кремлевский проект с заранее известным результатом. Главная проблема Прохорова - в него не верят лидеры общественного мнения, они открыто стараются не критиковать, чтобы не обижать хорошего человека и принают "Правое дело" во многом из-за безысходности - пусть хоть так, чем вообще никак.

 

Избирательный список «Правого дела» по сравнению с прошлой кампанией обновится кардинально. Из старых членов останутся единицы, главным образом – регионалы.

 

Прохоров отстраивает партию как бизнес-проект, перезапуском как раз и  занимаются все его партнеры по бизнесу. За пиар отвечает компания «Михайлов и партнеры». Они много лет ведут пиар сопровождение проектов Прохорова. Сам Михайлов, я слышал, хорошо утроен в РЖД каким-то вице-президентом. «Директор компании Юлиана Слащева способна перекусить железную рельсу», - так характеризуют ее коллеги по цеху. Пиарщики уже нафантазировали столько креатива, что некоторым партийцам пришлось истерику устраивать, чтобы этот самый креатив не похоронил саму партию.

 

Руководить предвыборным штабом будет Владимир Кедринский, который в компании ОНЭКСИМ годами отвечал за отношения с госструктурами.

 

Прохоров лично встречается с каждым потенциальным соратником по партии. Пока засветились только деятели искусства, главным образом, кино: Леонид Ермольник, Павел Лунгин, Евгений Миронов.  Сделал Прохоров предложение и Чулпан Хаматовой.

 

Но звездных политических имен не так много. В партии не скрывают, что  ждут ответ из Кремля на два важных вопроса. Первый:  Можно ли переманивать известных членов «Единой России», которые близки по духу «Правому делу»? Второй вопрос, еще более щепетильный: Можно ли включить в список представителей несистемной оппозиции, например, Рыжкова или Яшина? При этом никого не волнует пока, а готовы ли и те, и другие войти в «Правое дело». «К нам уже очередь выстраивается. Уже сдались несколько областных генералов ЛДПР», - говорят в штабе партии. В Красноярском крае проголосуют за партию Прохорова, бизнесмены встанут на его сторону, спортсмены и молодежь могут пойти за ним – перечисляют аналитики «Правого дела». «Партия гламура и куршавеля», - посмеиваются политические противники. «Да, и девушки все уже наши!» - отвечают в «Правом деле».

 

Все вдохновлены речью Прохорова на съезде и по нескольку раз переспрашивают друг у друга – но ведь сильно же, сильно?  Легкое возбуждение охватило  политическую тусовку:  появилась свежая кровь, большие деньги и более-менее симпатичные идеи. Наконец, все это - просто интересная движуха. 

ЗЫ. Голосуют все, как известно, тайно. В кабинке. Я свою тайну раскрою уже сейчас. Я проголосую за "Правое дело", если ПАРНАС не допустят к выборам. И друзья мои тоже так проголосуют. Потому что, несмотря на все то, что я написал, голосовать нормальному человеку, здоровому человеку на предстоящих парламентских выборах больше не за кого.  Поэтому немного тоскливо на душе.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments